История храма

admin   10.05.2012   Комментарии отключены

Село Арефино Вачского района Нижегородской области в далеком прошлом было самым крупным селом, и состояло из следующих самостоятельных селений: село Арефино, сельцо Озябликово, Зяблицкий Погост и Заидомская Слобода, то есть расположенная за речкой Идомкой. После революции данные селения были объедены в одно село Арефино.

Основание церкви Зяблицкого Погоста относится к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви рукописном Евангелии видно, что в 1586 году здесь существовала уже церковь во имя Николая Чудотворца с приделом в честь Святой мученицы Параскевы — Пятницы.

180693535.jpg

В начале XYII столетия Зяблицкий  Погост входил в вотчину боярина Ивана Никитовича Романова. В писцовых книгах 1629-30 гг. отмечено, что на Погосте деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Параскевы. Строение этого храма дело мирское. При церкви два священника, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. На церковной земле — 31 двор бобылей, оброк с тех дворов  платят Никольским попам со двора по гривне за год, да на той же земле живут нищие – питаются от церкви Божией. На церковной земле — 27 лавок, 3 харчевни, 9 шалашей, 20 полков, а торгуют в них приезжие с разных городов один день в неделю и оброки с тех лавок и шалашей платят  с давних пор попам по 18 руб. в год. Имелись пашни пахотные церковные — 31 четверть в поле, сена — 80 копен.

ПОГОСТ довольно распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X—XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли центры общин, где велась «гостьба» (торговля).  В нашем примере Зяблицкий погост  — это церковная земля, на которой расположены храм, дворы церковнослужителей, дворы бобылей, да нищих крестьян, которые питались от церкви Божьей. Кроме этого здесь же размещались торговые лавки. Во главе этого погоста по всей вероятности в далеком прошлом стоял священник Зяблицкий, отсюда и погост получил название — Зяблицкий. Постепенно шло строительство новых домов и торговых лавок, но уже за пределами церковной земли. В дальнейшем это селение стали называть сельцом Озябликово – это подтверждается церковными книгами. Раньше священников называли О. Николай, О, Зяблицкий и так далее. Соответственно и сельцо получило такое название. Сельцо — это село без церкви, но хотя бы с одним помещичьим домом и несколькими крестьянскими избами, в которых проживала обслуга помещика.

В 1643 году в Погосте построена новая деревянная церковь с главным престолом в честь Живоначальной  Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1676 года есть следующее описание этой церкви: церковь строена приходскими людьми, она была огорожена забором с дубовыми столбами. В заборе ворота створчатые с малыми воротцами.  Церковь Зяблицкого Погоста, была украшена довольно богато.

Что касается прихода при Троицкой церкви, то состав его можно узнать в  окладной книге Рязанской Епархии за 1676 год, в которой говорится, что в Зяблицком  Погосте имеется церковь во имя  Живоначальной Троицы. У той церкви — двор попа Ивана, двор попа Павла, двор вдовой попадьи, двор дьякона Алексея, дворы пономарей, дьячков и просвирни. Имелись в приходе: двор воеводский, двор подьячего Ивана, двор подьячего Матвея, да на церковной земле — 38 дворов бобыльских и 5 дворов крестьянских.

Приход состоял из следующих селений: Слобода Заидомская, в ней числилось 19 дворов крестьянских. Деревня Озябликово, в ней — 44 дворов крестьянских и 9 — бобыльских (на 1896 год — 84 двора). Деревня Турбенцова, в ней — 21 дворов крестьянских и 5 — бобыльских. Деревня Верхополье, в ней — 16 дворов крестьянских и 2 — бобыльских. Деревня Янино, в ней — 19 дворов крестьянских. Деревня Платцова, в ней — 15 дворов крестьянских и 2 — бобыльских (на 1896 год — 19 дворов). Деревня Шерстино, в ней — 10 дворов крестьянских. Деревня Еремеевка, в ней — три двора крестьянских. Деревня Медоварцево, в ней — 33 двора крестьянских и 2 двора бобыльских (на 1896 год — 70 дворов). Деревня Сенюкова, в ней -  15 дворов крестьянских. Деревня Польцо, в ней — 34 двора крестьянских и два — бобыльский (на 1896 год — 114 дворов). Деревня Мокрец, в ней числилось 4 дворов крестьянских. Деревня Максакова, в ней — 17 дворов крестьянских. Деревня Оксентьво, в ней — два двора крестьянских. Деревня Шамшелова, в ней — 15 дворов крестьянских и один — бобыльский. Деревня Вакулова, в ней — четыре двора крестьянских. Деревня Вечкино, в ней числилось три двора крестьянских. Деревня Бужерова, в ней — 11 дворов крестьянских. Деревня Шишкино, в ней — 27 дворов крестьянских и 4 — бобыльских. Деревня Чирятьво,  в ней — 5  дворов крестьянских.  Деревня Евсеево, в ней  — 11 дворов крестьянских.  Деревня Еловка,  в ней — 15 дворов крестьянских и 4 — бобыльских. Деревня Горы, в ней — 18 дворов крестьянских и один  — бобыльский (на 1896 год — 50 дворов). Да по рассказам попа Ивана было церковной земли — 31 четверть с осьминою в поле, сенных покосов на 80 копен да в том селе торгуют в неделю один день и ставятся на церковной земле торговые люди.

По писцовым книгам 1675-77 годов на церковной земле значилось в щепетильном и красильном рядах 30 лавок, построенных при боярине И. Н. Романове и 7 новых лавок; на церковной же земле в мясном ряду — 10 амбаров, 15 лавок, 7 кузниц, харчевня, 60 полков. С первых лавок оброк шел в государеву казну, а со вторых — в пользу церкви, это было закреплено еще раз в 1680 году грамотою царя Федора Алексеевича, документ этот хранился в церковном архиве.

К началу XYIII столетия бывшая на Погосте деревянная церковь обветшала и по просьбе вотчинника боярина Льва Кирилловича Нарышкина, митрополит Рязанский, и Муромский  Стефан благословили в 1702 году строить каменный храм. В этом храме устроено два престола во имя Живоначальной Троицы и св. Николая Чудотворца. В 1745 году Никольский придел был переустроен и освящен вновь с благословления Алексея — архиепископа Рязанского.

В 1791 году в южной стороне трапезы устроен другой придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1795 году во время бывшего в селе пожара церковь обгорела. После капитального ремонта храм был лично освящен Ксенофонтом — епископом Владимирским.

В 1843 году трапеза храма была значительно расширена, и с того времени наружный вид храма остается без изменений. Церковь пятиглавая, кресты на главах прорезные с полулунием внизу и короную вверху. Алтарь храма — с тремя полукруглыми выступами.

Внутри церковь богато украшена. Из св. икон своею древностью и богатством отличались икона св. Николая Чудотворца в серебряной кованой ризе, Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, венец вызолоченный, а убрус низан жемчугом, икона Пресвятой Троицы в серебреной ризе. Дорогие серебряные ризы имелись также на иконах Пресвятой Троицы, Печорской Божией Матери, Спасителя, Смоленской и Страстной иконы Божией Матери. Своею ценностью замечательны также две бархатные плащаницы,  положенные в гроб Господа Христа и Успение Божией Матери – шиты золотом и украшены жемчугом.

На Евангелии три  различные подписи: 1 — пред Евангелием Марка подписано: «Князь Васильев — сын Вяземской и другие; 2 — по листам внизу подписано: «Променял Евангелие  Спасской   поп …  Дмитриевскому  попу  Гаврилу, рукою своею подписал».

3. Подписано: «Лета 7092 сие Евангелие приложили на престол Чудотворцу Николе и святой Пятнице — Обросим Якимов сын – Шелепова; да Богдан Мелентьев сын — Рябчика, да Ондрей  Васильев — сын Згоева  по своих родителях и по своих душах, а дали за него три рубля».

Имелись два тельных креста: серебряный вызолоченный с частицами св. мощей Муромских Чудотворцев – князя Константина и чад его Михаила и Федора, кн. Петра и княгини Февронии и праведников Юлиании (Лазаревской); серебряный с частицами тех же мощей.

Замечательно по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная; на ней по краям чеканная подпись: «В лето 7146 сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов, человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николая Чудотворца, мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».

Из богослужебных книг сравнительно древние – минеи месячные, изд. 1727 года с подписью на каждой: «1727г. Октября 11 сии книги приложил в Муромский уезд в село Погост к церкви Живоначальной Троицы дому Александра Львовича и Ивана Львовича Нарышкиных по служителе  их Артем Петров сын Суханов, который погребен оной церкви у алтарного окна».

В церковном архиве сохраняются следующие грамоты: 1) — храмозданная грамота, данная в 1702 году Митрополитм Рязанским и Муромским Стефаном, 2) — храмоосвятительная грамота Алексея — Архиепископа Рязанского, 1745г.,  3) — храмозданная грамота 1791 года Виктора — епископа Владимирского, 4) — его же храмоосвятительная грамота 1797 года, 5) — грамота на построение кладбищенской церкви, данная Ксенофонтом — епископом Владимирским в 1819 году, 6) — жалованная грамота царя Федора Алексеевича Троицкой церкви на права пользования оброка с лавок, находящихся на церковной земле, 7) — копия с писцовой книги писца Лаврентия Денисова  на земельные владения Троицкого Погоста, 8) — межевые книги и план генерального межевания.

Причта при Троицкой церкви было положено: два священника, штатный дьякон и 2 псаломщика. На содержания причта из разных источников получалось до 2100 рублей в год. Дома у членов причта — собственные на церковной земле.

Земли при церкви – усадебной — 2 десятины 655 сажен, пахотной — 22 десятины, неудобной — 3 десятины и сенокосной около — 15 десятин. По писцовым книгам земли значилось около 62 десятин, но половина её заселена прежде бывшими бобылями; взамен её генеральное межевание отвели в пользу причта Старицкий остров на реке Оке — 63 десятины, но причт владел только четвертой частью острова.

Приход состоял из села Зяблицкий Погост и деревень: Бужерова, Янина, Гор, Польца, Озябликова, Медоварцева, Платцева и Чирятьева. По клировым ведомостям в них числилось 1966 душ мужского пола и 2095 — женского пола, из них раскольников поморского толка — 35 душ мужского и 40 — женского пола.

В Зяблицком Погосте было двухклассное Министерское училище. В 1896 году там обучалось 94 человека.

К Троицкой церкви Зяблицкого Погоста приписана кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Церковь была каменная, построена крестьянином Яковам Семеновичем Каторгиным в 1819 году. Она была холодная и поэтому отпевание усопших в ней совершалась только летом. Утварью, ризницей и св. иконами церковь была снабжена вполне достаточно

В конце XIX и начале XX столетия в Зяблицком приходе служили священники: Василий Соколов, Иоанн Целебровский, Михаил Целебровский, Александр Дмитриевский, протоиерей Петр Соколов; дьяконами: Алексей Милоглядов, Александр Лавров псаломщиком:  Павел Покровский и др.  Настоятелем храма в 1917-1918г. был протоиерей Михаил Целедровский, священником Неополитанский, псаломщиками: Минеев, Покровский, Новосадов.

Надо отметить, что сын священника Иоанна Целебровского Петр Иванович Целебровский (1859-1921) учился в Московском училище ваяния и зодчества, закончил Академию художеств в Петербурге. Затем жил и работал в Муроме, преподавал рисование в школах и художественных мастерских. П. И. Целебровский — художник-пейзажист и бытописатель, написал много картин и этюдов с видами родного города и окрестных деревень.

В 20-30 годах прошлого века в Арефинской церкви во имя Живоначальной Троицы служил священник Магницкий Алексей Иванович, который был арестован 2.10.1930 года и приговорен к трем годам концлагеря. В 30-х годах XX столетия в этой церкви служили священники: Воскресенский Александр Иванович, который был арестован 16.12.1937 году, а 10.01.1938 года расстрелян. Соколов Владимир Яковлевич арестован 6.11.1937года и в этом же году 28 ноября расстрелян. Дьякон Орлов Василий Владимирович, который арестован 16.12.1937 года, и 10.01.1938 года расстрелян. Козельский Феликс Михайлович, 1891 года рождения, служил священником в церкви села Арефино, который был арестован 6.11. 1937 года и в этом же году 28 ноября расстрелян.

Нина Васильевна Чукавина, супруга протоиерея Михаила рассказала, что в годы Советской власти Арефинская церковь в основном была действующей благодаря настойчивости её церковнослужителей и прихожан. Храм закрыли  в 1938 году, были сняты драгоценные оклады с икон иконстаса. Дальнейшее растаскивание внутреннего убранства церкви было предотвращено, благодаря церковному старосте Николаю Фёдоровичу Варламову (уроженц деревни Платцево), который ключи от церкви хранил у себя, поэтому в церковь никто посторонний не заходил. Когда к старосте за ключами пожаловали представители власти, он им ответил, что у него нет никаких ключей от храма. Ломать дверь никто не решился. Старосту некоторое время пытали, а затем в зимнее время вывезли из Арефина и столкнули в овраг. Николай Фёдорович был хромой на одну ногу. Он с трудом выбрался из оврага и пришёл в Арефино.

В 1943 году храм открыли. Священником в то время был протоиерей Герасим (Попков).

В 60-х года XX века священником церкви во имя Живоначальной Троицы служил иерей Георгий (Баринов Георгий Иванович — уроженец деревни Оксентьево).

В 1968 году священником становится отец Алексей, алтарником — Михаил (Чукавин), который в 1977 году рукоположен в диаконы. В 1978  отец Михаил (Михаил Николаевич Чукавин умер в 2008 году) рукоположен священником Арефинской церкви во имя Живоначальной Троицы. Диаконом в то время служил иерей Александр Калев из Павлова, затем он был рукоположен священником в данном приходе.

После него некоторое время диаконом служил  иерей Владимир, который впоследствии был рукоположен в сан священника в данный приход, а диаконом становится Павел Шутов.

По рассказу Н. В. Чукавиной 18 сентября 1992 года в церковной сторожке был убит диакон Николай Смирнов — уроженец деревни Осентьево. Основной причиной убийства было то,  что  у  диакона  Николая  грабители  требовали  ключ от церкви, на что он им ответил:

« Никаких ключей у меня нет». Тогда злодеи зверски расправились с ним.

В настоящее время священником церкви во имя Живоначальной Троицы села Арефино служит протоиерей Михаил (Нестеров) из Кулебак.

В храме особо чтимые иконы:   Боголюбской Божией Матери и Иверской Божией Матери.

Галина Арефьева.